Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 правительству было поручено разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов. Правительство, уточняя процедуру введения социальной нормы, ставило задачу охватить не менее 70% населения в каждом субъекте РФ c учетом климатических особенностей региона, состояния и состава коммунальной инфраструктуры. Итоги эксперимента в пилотных регионах нуждаются в специальном анализе. Не стоит торопиться распространять практику на все услуги и по стране.
Влияние на снижение потребления коммунальных ресурсов
Основной целью введения социальной нормы потребления воды, по замыслу инициаторов реформы, являлось стимулирование снижения потребления коммунальных ресурсов, в т. ч. воды и электроэнергии, т. е. тех видов ресурсов, отпуск которых подлежит измерению при помощи приборов учета. По оценкам экспертов, услуги ЖКХ, которые наиболее вероятно попадут под действие реформы в силу обозначенной причины (холодное водоснабжение и электроэнергия) в общем платеже составляют не более 19% (рисунок). Следовательно, введение нормы окажет незначительное влияние на общий платеж. Кроме того, экономия ресурсов за счет установления счетчиков уже достигнута в части водопотребления более чем на 30% от общего объема потребления ресурса, дальнейшее сокращение потребления затруднительно из гигиенических и технических соображений.
Что касается электроэнергии, то приборы учета на данный вид ресурса уже установлены более чем 97% населения России. Иными словами, изменение суммы оплаты услуг водоснабжения и водоотведения снизит затраты населения на услуги ЖКХ лишь в незначительной степени.
Как видно из представленной диаграммы, основная часть платежа формируется за счет оплаты отопления, обслуживания и ремонта жилья, которые не попадают под введение социальной нормы.
Учитывая поставленную Правительством РФ задачу по снижению платежей граждан за коммунальные ресурсы и проведению мероприятий, направленных на снижение потребления воды и электроэнергии, целесообразным представляется внедрение двухставочного тарифа, который будет стимулировать население к снижению потребления воды, а также позволит предприятиям коммунальной сферы рассчитывать на стабильный денежный поток, необходимый для реализации мероприятий по модернизации. Подробнее об этом рассмотрим в журнале №4 2014 «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера».
Источник: http://www.gkh.ru