В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Постановление № 354) расчет собственников помещений с водоснабжающей организацией за потребленную воду осуществляется на основании показаний квартирных водосчетчиков (если они установлены) или нормативов водопотребления (при отсутствии приборов учета).
Месячное потребление воды по общедомовому водосчетчику в большинстве случаев превышает сумму показаний квартирных водосчетчиков и объемов по нормативам потребления. Введенная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" новая методика распределения общедомовых нужд (ОДН) более корректно распределяет платежи на ОДН между собственниками помещений в МКД, но не решает проблемы минимизации домовых небалансов.
Расхождение показаний общедомового прибора учета и суммарных объемов водопотребления по индивидуальным приборам учета (ИПУ) в ряде случаев достигают десятков процентов даже при установке счетчиков во всех помещениях МКД.
К причинам возникновения небаланса могут быть отнесены:
- утечки и несанкционированный слив во внутридомовой сети за пределами квартир;
- сверхнормативное потребление воды собственниками, не установившими счетчики;
- неработоспособность квартирных водосчетчиков на пороге чувствительности;
- сверхнормативные погрешности счетчиков в рабочем диапазоне расходов.
После установки в ближайшее время счетчиков в большинстве квартир на основании требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" влияние сверхнормативного потребления собственниками, не установившими счетчики, минимизируется. Однако небаланс при домовом учете воды формируется в основном двумя последними перечисленными причинами, поэтому не следует ожидать заметного снижения домовых небалансов воды даже при 100% оснащении всех помещений в МКД водосчетчиками. Действенным способом уменьшения небалансов является выявление счетчиков, не соответствующих заявленным метрологическим характеристикам, и исключение их из учетных операций.
Эти работы могут быть проведены при реализации п. 82 Постановления № 354, в соответствии с которым "исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей…". Под исполнителем в данном случае понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Для реализации таких требований исполнитель (в большинстве случаев это управляющая организация – УО) должен иметь соответствующее методическое и инструментальное обеспечение.
В рассматриваемом случае необходимо отметить разницу понятий проверка и поверка.
Поверка квартирных счетчиков выполняется государственными поверителями – представителями региональных Центров стандартизации и метрологии Росстандарта или юридических лиц, аккредитованных на право поверки, обычно после завершения межповерочного интервала счетчика (МПИ), составляющего 4–5 лет. Стоимость поверки в условиях эксплуатации (в квартире) в разных регионах варьируется от 400 до 1000 руб. за один счетчик.
Проверки в соответствии с п. 83 постановления Правительства № 354 должны проводиться от 1 до 4 раз в год. Поэтому проведение поверки для периодического контроля за состоянием водосчетчиков (проверки) по п. 82 Постановления № 354 нереализуемо с экономической точки зрения.
Источник: http://www.gkh.ru